К этим данным, опубликованным еще три года назад социологической конторой Pew Research Center, в эти дни вернулся американский журнал The Atlantic в попытке проанализировать то, почему и верующие, и не верующие американцы проголосовали за Трампа.

Весьма примечательно, что автор статьи Питер Бейнарт (Peter Beinart), который сознательно дистанцируется от какого-либо религиозного сообщества, приходит к выводу, что растущая секуляризация американского общества привела к росту расовой нетерпимости в США и расколу общества по этническому и национальному признаку.

Обманутые ожидания

Некоторые социологи предсказывали, что секуляризация прекратит «культурный конфликт», тлеющий на почве разности взглядов верующих и атеистов, прежде всего в отношении однополых браков. Поскольку в американском обществе сегодня практически достигнут консенсус о признании таких союзов, то, как считали эксперты, этот конфликт утихнет.

После того, как хозяином Белого дома стал Барак Обама, социологическая организация Center for American Progress заявила, что «из-за изменения в составе населения в пользу неверующих толерантных молодых людей прекратится культурная война» верующих и атеистов.

В действительности все вышло иначе. Как пишет The Atlantic,  хотя «секуляризация страны соотносится с общественным признанием однополых браков», однако прежде всего она  «способствовала появлению Дональда Трампа и так называемого крайнеправого движения, члены которого считают себя сторонниками белого национализма». Исследования показывают, что члены Евангелистской церкви (одна из самых распространенных в США христианских конфессий протестантского толка), даже редко ходящие в церковь, резко враждебно настроены в отношении черных, латиноамериканцев и мусульман.

Журнал указывает на это как на никем не ожидавшийся феномен: отстранившись от церкви, американцы не прекратили рассматривать политику как борьбу между «своими» и «чужими». Более того, «многие определяют «своих» и «чужих» еще более прямолинейно и непримиримо».

Демократы ни в кого не верят. И республиканцы тоже?

Согласно данным  Public Religion Research Institute, с 1990 года практически утроилось число сторонников Республиканской партии (считающейся защитницей консервативной Америки), которые называют себя неверующими.

Исследования Pew Research Center показывают, что в ходе выдвижения кандидатов от Республиканской партии на пост президента за Тэда Круза (Ted Cruz) (который опирался в основном на протестантов-евангелистов) проголосовало значительно больше тех республиканцев, которые посещают богослужения, а за Трампа отдали свои голоса те однопартийцы, которые не бывают в церкви.

Почему республиканцы-атеисты с большей готовностью приняли точку зрения Трампа, который видит Америку в серых тонах, намерен все в ней перестроить и сделать ее «снова великой», чем верующие республиканцы?

Журнал задает вопрос, характерный для современного «толерантного» американца: это отдаление людей от церкви сделало их жизнь хуже? Или наоборот, люди, оказавшись в трудной жизненной ситуации, в первую очередь покидают церковь?  Автор статьи пишет: «Установить причинно-следственную связь трудно. Но мы знаем, что образованные консервативные белые американцы, которые не имеют опыта церковной жизни, менее успешны экономически и чаще разводятся, чем те, которые ходят в церковь. Кроме того, они настроены пессимистически и чувствуют себя обиженными».

Чем хуже экономическое положение американца, тем сумрачнее он смотрит на жизнь. По данным Public Religion Research Institute (PRRI), белые республиканцы, которые редко ходят в церковь или никогда там не были, с меньшей охотой готовы сказать, что «американская мечта по-прежнему реальна», чем те, которые посещают церковь хотя бы раз в неделю. Одно слово — пессимисты.

Америка в войне сама с собой

Автор статьи ссылается на социологические исследования ученого из университета Вирджинии Брэдфорда Уилкокса (W. Bradford Wilcox), согласно которым, начиная с 70-х годов прошлого века, число верующих как среди белых выпускников колледжей, так и среди тех, кто не имеет образования, сократилось более чем в два раза. При этом белые рабочие, которые нерегулярно посещают церковь, «чаще разводятся, чаще становятся наркоманами и чаще терпят финансовые трудности».

Уилкокс отмечает, что «многие консервативно настроенные белые протестанты, даже если только формально посещают церковь, борются с вызовами современного мира. У них традиционные чаяния, хотя и у них есть трудности с работой и проблемы в семьях, но именно они создают реальные прочные связи в своих сообществах». Однако социологические исследования показывают, что таких в США все меньше.

Можно предположить, что в современной Америке тенденция на секуляризацию общества продолжится. И неверующих «обиженных пессимистов», которые видят угрозу в людях другой расы, будет все больше.

Автор статьи приходит к выводу: да, религия вытесняется из жизни, но на смену «культурной войне», имевшей в своем основании разногласия верующих и атеистов, пришла еще более ожесточенная секулярная война — расовая и межнациональная.