Составы начнут ходить по железнодорожной ветке в обход Украины уже в этом году, сообщил глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Ранее министр заявил, что участок Журавка – Миллерово даст возможность не только обеспечивать скоростной пропуск пассажирских и грузовых составов в южном направлении, но и лишит необходимости проходить пограничный контроль на Украине.

Проект реализован для развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении Центр – Юг, увеличения ее пропускной способности, обеспечения безопасности.

О необходимости избавляться от транзита через Украину говорили уже в начале 90-х. РЖД не хотелось зависеть от соседней страны, это усложняло межведомственные расчеты, а две таможни на въезде и две на выезде также не добавляли позитивных эмоций. К активным действиям Киев подтолкнул Москву в 2014-м.

Решение о строительстве железнодорожного обхода Украины для поездов, следующих из центральных районов страны в южные регионы, было принято два года назад. В декабре 2016-го Сергей Шойгу информировал, что ветка будет построена до осени 2017 года.

На Украине к строительству обходной дороги отнеслись по-разному. Среди прочего, пошли активные разговоры о том, что таким образом Россия готовится к атаке на Украину. «Данный отрезок железной дороги предназначен для маневров бронетанковых и других сил», – такие высказывания появились в СМИ и блогах.

«Через призму неприятия»

Украинская пропаганда не знает, что еще придумать, и любую информацию с российской стороны пытается рассмотреть через призму неприятия, говорит Сергей Ермаков.

«Россия строит эту дорогу, чтобы обойти опасную зону, в которой нет никаких гарантий безопасности ни для грузов, ни для пассажиров. С военной точки зрения такая дорога не нужна, тем более она идет параллельно. В этом смысле строительство такой дороги нецелесообразно», – отметил эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Вынужденное решение

Раньше, когда железнодорожное хозяйство Советского Союза было единой сетью, в строительстве таких дорог смысла не было. Но сейчас Украина поставила себя в такое положение, что ее необходимо рассматривать как государство непредсказуемое, с которым сложно договариваться, пояснил Ермаков.

«Вопросы безопасности и экономики тут идут рука об руку. Перемещение некоторых грузопотоков раньше заходило на территорию Украину, за что, кстати, страна получала неплохие деньги, априори гарантируя сохранность перевозок. Теперь этих гарантий Украина дать не может, поэтому и пришлось строить эту дорогу, решение это было вынужденным», – сказал эксперт.

Введение в эксплуатацию Россией этого участка можно считать провалом политики украинских властей в целом и руководства компании «Укрзализныця» (украинский аналог РЖД), говорил ранее ФБА «Экономика сегодня» аналитик Александр Асафов.

«Предприятие демонстрирует существенные провалы по всем направлениям со времени назначения туда гендиректором Войцеха Балчуна – польского рок-музыканта, получившего должность только за то, что он иностранец», – отмечал эксперт.

Игорь Скрыпач