«Минск, будучи площадкой для переговоров в „нормандском формате“ по урегулированию внутриукраинского конфликта, смог извлечь неплохие дивиденды от своей „взвешенной и сбалансированной“ позиции, выражающейся в декларируемой поддержке „воюющей за свою независимость братской Украины“ и непризнании возвращения Крыма в состав России. За последние три года демонстрируемая Минском „гибкость“ способствовала заметному улучшению отношений Белоруссии с США и ЕС. В связи с этим белорусское руководство, прикрываясь миротворческими инициативами, очевидно не прочь применить полученный опыт и снова использовать конфликтную ситуацию между Западом и Россией в своих целях, выторговывая себе преференции сразу с обеих сторон», — сказал заместитель генерального директора Бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев.

По его мнению, инициатива Макея неслучайно прозвучала именно сейчас, совпав по времени с декларацией Дональда Трампа о необходимости реформирования ООН. «Очевидно, Минск, в рамках все той же „многовекторной дипломатии“, посылает США очередной сигнал о своей готовности участвовать в продвижении американской международной повестки, рассчитывая взамен получить от Запада дипломатическую поддержку и финансовую помощь, но оставаясь при этом союзником России. Поэтому удивляться тут нечему. В ходу все та же старая добрая „маятниковая дипломатия“», — заключил эксперт.

Евсей Васильев также напомнил, что ООН задумывалась именно как глобальная дипломатическая площадка для переговоров и мирного урегулирования конфликтных ситуаций между странами. «Положения Устава ООН легли в основу системы международного права, сложившейся по итогам Второй мировой войны. Таким образом, любые попытки создать некую альтернативную площадку будут означать, что ООН больше не справляется со своей главной функцией в качестве гаранта мира, а значит она должна быть реформирована, а то и вовсе распущена. Подобная постановка вопроса в корне неверна, поскольку несет в себе попытку пересмотра исторического значения и роли ООН, которая приведет к ревизии всей системы международных отношений, что может подтолкнуть мир к новой мировой войне», — полагает Васильев.

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский также обратил внимание на успех Минска, предоставившего площадку для переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Он отметил, что хоть сами переговоры и не являются успешными, для белорусской дипломатии это значительная победа.

«Важнейшей составляющей этой победы является имидж Белоруссии как государства нейтрального. Статус нейтрального государства записан в конституции Белоруссии в качестве цели внешней политики. Лукашенко с этим никогда не спорил. Политический класс Белоруссии ориентирован именно на нейтральный статус как на залог сохранения самой возможности проведения многовекторной политики. Правда, этот статус является во многом фиктивным, потому что Белоруссия на самом деле находится в тесных союзных отношениях с Россией как в военной области, так и в политической. Однако это не мешает Белоруссии союзную сторону наших отношений где-то уменьшать, где-то и вовсе замалчивать ради того, чтобы формировать имидж нейтрального государства. Более того, белорусы понимают что Белоруссия является чуть и не последним государством Европы, сохраняющим свой суверенитет. Так или иначе все государства подпали под прямую зависимость от США и в целом от западных структур. Минск не попал в зону американского влияния. А в зоне российского влияния, в котором она все-таки находится, Белоруссия чувствует себя несопоставимо более свободно, нежели сателлиты США. Она сохранила свой суверенитет, и Лукашенко любит это демонстрировать при любом удобном случае», — сказал Неменский.

Он отметил, что при этом громким словам белорусского дипломата не суждено реализоваться на практике. По мнению Неменского, Минск, несомненно, является переговорной площадкой для постсоветского пространства, и в этом статусе он был признан всеми государствами еще при образовании СНГ. Но вот возможностей и реальных международных поводов для того, чтобы проводить серьезные переговоры в Минске, не так уж и много.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО (у) МИД РФ Михаил Александров отметил, что любая небольшая страна может претендовать на то, чтобы стать международной площадкой для важных переговоров, как уже ни раз бывало в истории.

«Макей же не говорит, что Белоруссия будет решать противоречия. Он говорит о том, что ведущие державы сами будут решать противоречия. А они готовы предоставить им для этого площадку. Лукашенко, наверное, понравилась роль медиатора, когда они предоставили площадку для Минских переговоров. Он, видимо, хочет пойти и дальше. Это такой способ набить себе внешнеполитическую цену, привлечь к себе внимание, заинтересовать в себе ряд государств, прежде всего западных, потому что Россия и так с Белоруссией находится в постоянном контакте», — сказал Александров.

Он констатировал, что в этом отношении Белоруссия уже имеет определенный успех, но он носит ограниченный характер и никогда не разовьется в грандиозное мероприятие, как, например, подписание Хельсинского заключительного акта. «Запад никогда не пойдет на то, чтобы выбрать Белоруссию площадкой для подписания какого-то ключевого документа. Россия могла бы на это пойти, так как Белоруссия наш союзник. А Запад стал бы искать другую страну, так что, скорее всего, ничего из этого не выйдет», — подытожил эксперт.

Напомним, во время выступления на общей дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей предложил поставить точку в «холодной войне», проведя в Минске переговоры мировых держав.

Причина нарастающего мирового хаоса, по мнению Макея, заключается в том, что в холодной войне не была поставлена точка. «Она не завершилась принятием мирного договора, как это всегда происходило с окончанием всех предыдущих эпохальных войн. Как следствие, мы остались без общепризнанных рамок для дальнейшего поведения. Различные силы стали по-разному интерпретировать это состояние геополитической неопределенности и соответствующим образом действовать. Что было очевидным и законным для одних, было непонятным и нелегитимным для других», — сказал Макей.

Макей напомнил об инициативе Александра Лукашенко, предложившего провести в Минске переговорный процесс по аналогии с Хельсинским процессом 70-х годов при участии таких глобальных держав, как Китай, Россия, США, и государства ЕС.