С сегодняшнего дня российские пассажирские поезда дальнего следования, следующие южным маршрутом, переводятся на путь движения в обход территории Украины. Об этом сообщил директор по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, отметив, что курсирование составов будет производиться по новейшей железнодорожной ветке Журавка – Миллерово, введенной в эксплуатацию несколько месяцев назад. Новый участок магистрали протяженностью 137 км проходит по территориям Воронежской и Ростовской областей: движение грузовых поездов здесь стартовало еще в начале осени, а с 15 ноября дорогу начали использовать и для пропуска пассажирских составов.

По безопасному маршруту

Конечно, обидно, что это происходит в ХХI веке, когда речь идет об объединении транспортных сетей разных государств, но нашу страну, по сути, вынудили заняться этим проектом, направленным главным образом на обеспечение безопасности своих перевозок в условиях соседства с беспокойной Украиной. Кстати, идея сооружения обходной ветки на этом маршруте не нова. Первоначально прямой ход на Ростов-на-Дону маршрутом через Воронеж задумывался еще в Министерстве путей сообщения СССР. После распада Союза проблема только усилилась: пассажиры транзитных поездов тратили время и нервы на пересечение границы, а пограничный и таможенный досмотр на украинской территории превращался для россиян в вечную рулетку. Кроме того, нельзя забывать, что транзит стоил российским железнодорожникам существенных средств. К тому же, помимо того, что поезда из России вынуждены были дважды пересекать границу с Украиной, один из участков дороги оказался всего в паре десятков километров от зоны боевых действий. Поэтому в последнее время создание обходной магистрали оказалось просто необходимым.

Решение о возведении новой ветки, которая полностью избавляла бы российский железнодорожный транспорт от необходимости заезжать на украинскую территорию, было принято в 2015 году. В соответствии с Указом Президента России «Об обеспечении строительства двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка – Миллерово» предстояло реализовать важнейший государственный проект, соорудив участок стальной магистрали фактически с нуля. Значительный объем задач был поручен железнодорожным войскам России. В штабе ЖДВ недавно раскрыли масштабы выполненных работ: за три года было возведено 47 км земляного полотна, отсыпано свыше девяти миллионов кубических метров грунта, уложено более 177 км рельсошпальной решетки. Более тысячи военнослужащих занимались этой работой, и не случайно министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу в нынешний День железнодорожника отметил государственными наградами большую группу воинов, отличившихся при строительстве новой дороги. А 39-й железнодорожной бригаде глава российского военного ведомства вручил орден Жукова.

Безусловно, строительство столь серьезного объекта, как железнодорожная магистраль, пусть даже длиной и менее чем в полторы сотни километров, обошлось недешево. Но в том же ОАО «РЖД» отмечают, что в финансовом плане страна ничего не потеряла, так как рано или поздно все южное направление необходимо будет модернизировать для движения современных составов, в том числе скоростных. Кстати, пассажиры, проехавшие по новому маршруту, уже оценили его преимущества, выразившиеся в сокращении времени на дорогу, к примеру, до курортного Адлера. Ну а то, что путешественники окончательно избавились от риска попасть в неприятные ситуации, связанные с вынужденным заездом к недоброжелательному соседу, очевидно и без лишних объяснений…

Вложения в перспективу

Специалисты видят немало выгод от строительства новой ветки железной дороги. И это не только безопасность пассажиров. Те же военные железнодорожники, как отмечают в штабе ЖДВ, при выполнении работ смогли получить солидный опыт, проверить новую технику, поступившую на вооружение войск в последние годы, отточить свое мастерство и технологии. Регионы Юга России получили сразу семь железнодорожных станций. В окрестности Кутейниково железная дорога пришла впервые, говорит глава сельского поселения Виталий Нещерет. Тут уже построили трехэтажное здание для дежурных смен, электрическую подстанцию, планируется начать возведение вокзала. В близлежащем к станции хуторе Маряново к семи улицам добавилась еще одна, на которой возводят два 16-квартирных дома для железнодорожников. Сельчан откровенно радуют изменения, которые внесла в их жизнь железная дорога, ведь, помимо устойчивого транспортного сообщения, многие смогли получить достойную работу в системе РЖД.

Новая магистраль позволила обустроить мостовые переходы, построить новые коммуникации. Энергетики выполнили технологическое присоединение к Единой национальной электрической сети подстанций, которые питают железнодорожную линию электричеством. Вдоль дороги проложили 318 км линий электропередачи – теперь в этих местах перебоев со светом уже не будет. Всего, по информации РЖД, в обход Украины будет ходить 61 пара поездов, а проектная скорость движения подвижного состава составит внушительные 160 км/ч.

Что же касается финансов, то все затраты могут быть «отбиты» уже в ближайшие годы, отмечают специалисты. Так, по мнению заместителя начальника департамента корпоративных финансов РЖД Евгения Ковырнова, экономические дивиденды от реализации этого проекта состоят в том, что компании удастся отказаться от излишних платежей. «Речь идет о том, что каждая территория иностранного государства – это свои тарифные условия и свои правила, – отмечает представитель РЖД. – Движение в обход Украины позволит стабилизировать цены на перевозки, перейти на внутренние, российские. По грузовым – в размере прейскуранта, по пассажирским – там часть регулируемых. Сегодня, по сути, за любую перевозку, которая выполняется с участием иностранной инфраструктуры, платит либо грузоотправитель, либо пассажир».

Нам с ними не по пути…

«После государственного переворота новые власти Украины встали на путь разрыва отношений с Россией на всех уровнях, – напоминает эксперт Российского института стратегических исследований, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. – Такая политика негативно сказалась в том числе и на российских грузовых и пассажирских перевозках, часть которых проходила через территорию этой страны. С помощью железнодорожных войск Россия построила пути в обход таких участков. Это сократило и время прохождения наших поездов, и расходы на их эксплуатацию. Строящийся же сейчас Крымский мост вскоре позволит пассажирам, путешествующим поездом, вообще без пересадок и паромной переправы посещать Крым».

Как отмечает Аждар Куртов, отрезок железнодорожных путей, построенных в обход Украины, в будущем даст кумулятивный эффект именно для Крыма, куда существенно увеличится турпоток. «В том числе и за счет того, что расходы каждого туриста, отдыхающего на полуострове, будут заметно сокращены. А значит, Крым станет еще более привлекательным местом для отдыха», – обращает внимание эксперт. А вот политолог Александр Чаленко считает, что Россия запуском нового маршрута хочет элементарно обезопасить себя и своих граждан. «Украинская власть может в любую секунду взять и перекрыть маршрут для поездов. Зачем так рисковать? – задается вопросом эксперт. – Теперь пути пойдут по безопасной территории. Мы прекрасно понимаем, что это дорога стратегического плана, которая соединяет столицу и Юг России. Запуском поездов в обход Украины наша страна в первую очередь обеспечивает стратегическую безопасность своих граждан и грузовых перевозок».

Что же касается Украины, то для нее отказ от подобного транспортного сотрудничества не приведет ни к чему хорошему, полагают специалисты. По некоторым подсчетам, Киев может потерять от прекращения транзита российских поездов как минимум 200 млн долларов ежегодно, а некоторые политики вообще говорят о 1,5 млрд долларов убытков. Кроме того, работы лишатся сотни украинских железнодорожников, занятых на обслуживании составов. «Зависимость от необандеровской Украины может обойтись слишком дорого, поэтому любой обходной маршрут, не требующий долгих переговоров и согласований с другими странами, в России прокладывается очень быстро, – подчеркивает политолог Павел Шипилин. – Кстати, и этот проект, и сооружение Керченского моста, и прокладка качественного шоссе до Симферополя думающим людям говорят сами за себя: Россия не планирует и никогда не планировала захват украинской территории. Во всех отношениях дешевле ее обойти и перестать о ней думать. Так что многие участки железных дорог, как и трубопроводы ГТС, проходящие через “нэньку”, скоро станут никому не нужной грудой металлолома. “Великая транзитная держава” стремительно превращается в тупик экономического развития, в никому не нужное захолустье».