После крушения 10 марта в Эфиопии Boeing 737 MAX 8 ряд стран и авиакомпаний приостановили полеты или запретили пролет этих самолетов над своей территорией. Позже американский концерн Boeing, несмотря на уверенность в безопасности полетов 737 MAX, рекомендовал федеральному авиационному управлению США (FAA) остановить полеты всех самолетов данной модели, управление в тот же день распорядилось запретить полеты этой модели. В распространенном тексте распоряжения FAA заявило о “некоторых сходствах” в катастрофах Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии.

“Компании могут подавать иски на компанию Boeing, опираясь на правило, что они могли быть введены в заблуждение относительно надежности самолетов, поскольку в рекламе эту модификацию подавали как наиболее надежную, как наиболее прогрессивный и современный самолет”, – сказал Беляев. Он добавил, что, руководствуясь рекламой и репутацией Boeing, компании закупили определенное количество лайнеров, а теперь несут очень большие убытки, потому что оказалось, что модель недоработана.

Эксперт также оценил возможный ущерб в связи с исками в отношении Boeing. “Суммы могут быть разные, но если предположить, что цена самолета, продажная, каталожная, составляет около 120 миллионов долларов, а в 2017 году были проданы приблизительно 74 самолета, то можно себе представить, какой будет размер этих исков”, – сказал он.

Беляев также добавил, что если будет удовлетворен один иск … то будут удовлетворены все иски в силу своей стереотипности. “Масштаб возможных убытков именно такой”, – подытожил он.

Комментируя снижение акций компании, Беляев отметил, что это кратковременное явление, в дальнейшем они выйдут на свои обычные уровни. При этом, по его мнению, сложившуюся ситуацию в свою пользу попытаются использовать конкуренты Boeing, в частности конкурентом по данной модели является компания Airbus.

При этом эксперт полагает, что компания не сможет отказаться от этой модели самолета ввиду затраченных на ее разработку средств. “Но то, что она будет их, конечно, дорабатывать, и в доработку будут отправлены достаточно большие средства, которые даже для такой крупной компании, как Boeing, будут чувствительны, это безусловно”, – добавил он. Беляев полагает, что даже если в компании будет быстро найден способ устранения недостатков и будет решено доработать за свой счет уже купленные у нее модели, “это все равно большие деньги: десятки, если не сотни миллионов долларов”.

Кроме того, эксперт предположил, как будет развиваться на фоне этих крушений ситуация в сфере туризма. Он считает, что “первый шок” повлияет на туристическую отрасль, но о ее полном подрыве говорить трудно. Беляев считает, что возможна переориентация турпотоков на те страны и направления, которые не требуют авиаперелетов, скажем, внутриконтинентальные, где есть автомобильные коммуникации, железнодорожные.

В отношении российских туристов эксперт отметил, что они отличаются стойкостью, если не сказать смелостью и храбростью, а сообщения о разного рода инцидентах, в частности терактах, на них оказывают не очень сильно сдерживающее воздействие. При этом, из-за того, что произошли два крушения одной и той же модели самолета, а также прохладного отношения к Америке и в известной мере к американской продукции, по мнению эксперта, сдержанность определенная будет проявлена. “Я думаю, что … наши туристы постараются, конечно, переориентироваться на наши компании, которые оборудованы самолетами с более высокой надежностью”, – заключил он.

Утром в воскресенье Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, на борту которого находились 157 человек, включая восьмерых членов экипажа, потерпел крушение недалеко от эфиопского города Дэбрэ-Зэйт. Среди погибших – представители 35 стран, включая троих россиян. Это вторая катастрофа с самолетами данной модели за пять месяцев: 29 октября 2018 года разбился лайнер индонезийской авиакомпании Lion Air.