Леонид Решетников: «Вторая мировая война в учебниках США и Западной Европы»

Мы в СМИ
Вестник Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России опубликовал статью директора РИСИ, кандидата исторических наук Л. П. Решетникова, посвящённую отражению Второй мировой войны в учебниках США и Западной Европы.

8-9 апреля 2010 года Российским институтом стратегических исследований была проведена международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации», приуроченная к 65-летию Победы. Мероприятие прошло при поддержке Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и при участии Фонда исторической перспективы. В конференции приняли участие ученые и политики России, Белоруссии, Украины, Армении, Приднестровья, Болгарии, Сербии, Польши, Венгрии, Финляндии, Франции, США, представители регионов России - Уральского федерального округа, Дальнего Востока, Южного федерального округа, Республики Башкирия, Республики Татарстан, Санкт-Петербурга, а также ученые МГУ, ПРИ РАН, Института антропологии РАН, Института военной истории Министерства обороны РФ.


В теченее двух дней участники конференции обсуждали проблемы формирования национальных картин Второй мировой войны в школьных учебниках. Признали факт трансформации советской модели изложения истории Великой Отечественной войны в странах СНГ. Ближе всего к традиционной схеме остаются Белоруссия и Армения, наиболее радикальные изменения выявлены в странах Балтии, где возросла критика в адрес СССР.


Участники конференции подняли вопрос о необходимости широкого обсуждения общепризнанных в настоящее время дат начала и окончания Второй мировой войны. Несмотря на то что многие западные исследователи называют 1939 год временем начала войны, стоит вспомнить, что в 1936 году состоялся аншлюс Австрии, в 1937 году Япония напала на Китай, в 1938-м был заключен Мюнхенский договор, и лишь в 1939 году Германия напала на Польшу. Вопрос о дате начала войны связан с определением ответственности государств за развязывание мировой войны.


Нашим институтом также был проанализированы иностранные учебники, где изложен материал о Второй мировой войне. Эта воя во всех западных учебниках по XX веку занимает центральное место. Но отнюдь не всегда и везде мы находим адекватные оценки вклада Советского Союза в победу над фашистски Германией. В результате этого искажается само представления главных фронтах войны и о победителях в войне.


Внимание всех западных учебников сосредоточено на критике Сталина. Во французские учебниках пишется, что сталинизм - разновидность тоталитаризма, своеобразный «национал-большевизм». Французские авторы выделяют три модели тоталитаризма, восторжествовавшие в Европе в межвоенный период: фашизм, нацизм и сталинизм.


Ни один из учебников не оставляет без внимания пакт Молотова - Риббентропа и сотрудничество Сталина с Гитлером. В Великобритании пишется, что подписанный Гитлером и Сталиным 23 августа -39 года договор о ненападении стал последним актом на пути развязыванию фашистской Германией Второй мировой войны. Ответственен в нем СССР. В евроучебнике «История Европы» указывается, что благодаря этому договору оба диктатора, и Сталин Гитлер, получили преимущества.


По нему, - утверждают авторы, - «советский диктатор избегал необходимости вести войну в Центральной Европе, в то же время нацистский диктатор "избегал необходимости вести войну повременно на двух фронтах». В учебниках упрощаются причины нападения Германии на СССР. Причинами этого нападения, мнению учебников США, стала проигранная битва за Британию (преувеличивается ее роль в первый период войны), а также интерес в ресурсах для продолжения войны против Великобритании и США и заинтересованность в территориях СССР. Во Франции в одном из учебников считают достаточным привести письмо Гитлера Муссолини для объяснения факта каления немецкого диктатора на СССР.


Говоря о причинах поражения Германии от СССР, традиционно преувеличивается значение природных факторов. Говорится, то победил «генерал мороз», что Германия не смогла покорить огромные территории СССР, а также не учла, что СССР мощнее Европы по людским ресурсам, что победа была обеспечена «морем русской крови». Так, в немецком учебнике говорится: «Победа Красной армии состоялась из-за количественного и материального превосходства, помощи союзников». Гитлера в учебниках США, Великобритании, Германии часто сравнивают с Наполеоном.


Непропорционально малое внимание в учебниках Франции, США (при том, что истории войны уделяется значительное место) отводится Восточному фронту. Цель учебников США, как известно - возвеличить роль Соединенных Штатов и союзников в разгроме агрессора.


Хотя нужно сказать, что учебники Великобритании адекватно отражают роль Восточного фронта, в Германии она также освещается подробно. В немецких учебниках говорится, что война против СССР была особенно жестокой, войной на уничтожение. Как Германия, так и Великобритания признают огромность потерь СССР (на долю Советского Союза приходилось больше потерь, чем на всех остальных стран-участниц вместе взятых). В числе основных сражений войны присутствует Сталинград, но остальные крупные битвы - за редким исключением. В Германии признают фактор Сталинграда как переломный, его психологическое значение. Для США поворотные битвы - при Эль-Аламейне и Сталинграде. Отдается предпочтение описанию военных операций и побед США и Великобритании в Африке, Европе и на Тихом океане. Во французских учебниках отмечается важность контрнаступления под Москвой, битвы под Сталинградом как «важнейшего поворота» в ходе Второй мировой войны. Не везде упоминается Курская битва. Большее внимание уделяется высадке англо-американских войск в Нормандии в 1944 году и сражениям на Тихом океане.


Об операциях советских войск по освобождению Европы стараются не говорить. Не всегда говорится о взятии Берлина, упоминание об этом есть лишь в учебниках Великобритании.


Французские учебники ничего не говорят о советско-французском братстве по оружию в годы войны, об авиаполке «Нормандия-Неман», о советских людях, сражавшихся в рядах французского Сопротивления. Таким образом, французские учебники не показывают главное, а именно то, что судьба войны в конечном счете решалась на Восточном фронте и что советские люди вынесли основную ее тяжесть. Порой это приводит к такому смещению акцентов, что серьезно искажает действительную роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии.


Говоря об итогах войны, французские учебники пишут: «Победа во Второй мировой войне привела к возврату тоталитарной диктатуры в СССР», а в другом месте: «Экспансионистская политика была ведущей чертой российского государства на протяжении многих столетий... Советская власть продолжала эту политику, особенно усиливая свое влияние в западном направлении после 1945 года».

Вестник Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России №2 2010